Одежда на рубеже XIX-XX веков

«Теперь господина от мастерового отличает искусство портного и стоимость ткани», – эти слова модного обозревателя хорошо описывают английскую одежду на рубеже XIX – ХХ вв.: фасоны стали примерно одинаковыми как у аристократии, так и у представителей средних классов, и у простого люда. Но не стоит забывать и о том, что оставались такие формы одежды, как фрак или декольтированное платье, которые мастеровые не надевали никогда.

Повседневная одежда того периода характеризуется стремлением к простоте и удобству. Это объясняется как общей демократизацией жизни, так и растущей популярностью спорта и развлечений на свежем воздухе. Такие занятия, как парусный и велосипедный спорт, крокет, теннис, стрельба из лука, гольф, – заметим, ими равно увлекались и мужчины, и женщины! – требовали комфортабельных, не стесняющих движений костюмов.


Мужчины


На улице, в толпе на мужчинах чаще всего можно было увидеть пиджачный костюм: пиджак, жилет и брюки. Изначально пиджак был частью одежды рабочих, но к концу XIX века уже прочно вошёл в гардероб людей благородного происхождения. Костюм с приталенным пиджаком классического стиля был уместен в деловой обстановке; к нему надевали брюки и жилет из той же материи – как правило, тёмных, спокойных тонов. А для отдыха и занятий спортом подходил яркий пиджак-блейзер с гармонирующими бриджами или брюками из белой фланели. Вместо жилета за городом можно было надевать свитер с высоким завёрнутым воротником.

Тем не менее в официальных случаях вместо пиджака носили сюртук, а основным фасоном одежды для торжественных вечерних приёмов оставался фрак.

Разумеется, никак нельзя было обойтись без рубашки. Для парадных приёмов использовались рубашки со стоячим воротником, для менее торжественных случаев – рубашки с отложными воротниками. Джентльмены обычно носили белые рубашки. (Ещё бы: только весьма обеспеченные люди могли позволить себе настолько частую стирку!) А вот мастеровые, рабочие, а также представители богемы надевали однотонные цветные рубашки или рубашки в полоску.

Непременной принадлежностью мужского гардероба был шейный платок или галстук. Галстуки были самими разнообразными – с пиджаком чаще носили узкий и прямой галстук, а с фраком – небольшой аккуратный галстук-бабочку.

Разнообразными были также и головные уборы. Высокий цилиндр был обязательным для вечеров и торжественных случаев. В более свободной обстановке носили шляпы-котелки. Очень популярны летом были шляпы-канотье из плетёной соломки, а охотники и спортсмены часто надевали кепи – шапочки из твида с небольшим козырьком.

Джентльмен обязательно должен был носить безукоризненно чистые перчатки.

Основной обувью мужчин были ботинки на шнуровке и туфли. Сапоги надевали редко, только для верховой езды.

В качестве верхней одежды носили пальто до колен или выше.

Не будем забывать и про аксессуары. Мужчины дополняли свой костюм изящными и дорогими булавками для галстука, запонками, цепочками для часов. Очень популярны были трости – а иногда в качестве трости использовался туго свёрнутый зонт. Щёголи украшали себя белым кашне.


Иллюстрации:


Женщины


На рубеже веков символом современной молодой женщины стала так называемая «гибсоновская девушка» – образ, придуманный американским художником Ч.Д. Гибсоном. Статная, спокойная, с аккуратно собранными в высокую причёску волосами гибсоновская девушка на многочисленных рекламных картинках путешествовала, занималась спортом, печатала на машинке. Её костюм был простым и в то же время элегантным – юбка, не сковывающая движений, блузка с пышными рукавами и пояс, который подчёркивал талию.

Благодаря гибсоновской девушке в повседневный обиход вошла комбинация из юбки и блузки. Их носили все: служанки, фабричные работницы, представительницы среднего класса и богатые светские дамы. Элегантная блузка с кружевным жабо в сочетании с гладкой юбкой были подходящим нарядом даже для не очень торжественных вечерних мероприятий. Но обычно блузки были скромными, похожими на мужские рубашки. К ним зачастую носили короткий гладкий жакет.

Женщины, которые стремились подчеркнуть своё желание работать и заниматься активными видами спорта, заимствовали многие элементы мужского костюма. Жилеты, галстуки, шляпы-канотье дополнили юбку и блузку с жакетом, создавая новый стиль, который, как признавали современники, обладал определённым вызывающим очарованием, но также символизировал раскованность нравов. (Смешно с точки зрения человека нашей эры: для нас это строгая, полностью закрывающая тело одежда).

Но высокая мода оставалась в стороне от эмансипации. Французские и английские дома моды создавали туалеты в стиле модерн, которые затем пропагандировались модными журналами и пользовались большим спросом у обеспеченных людей. Стиль модерн можно охарактеризовать как графический, где всё подчиняется искусственной, причудливо начертанной линии – будь то покрой платья, орнаментальный мотив ткани или форма аксессуара.

Художники костюмов старались изогнуть женскую фигуру буквой S – сложный корсет выталкивал грудь вперёд, а бёдра назад. Грудь стала казаться полнее, перед юбки был спрямлён, зато сзади, в области ягодиц, юбка снова становилась пышной: чтобы добиться нужной формы, дамы носили турнюр. Туалеты богато украшались вышивкой, кружевом и другими видами отделки.


Причёски в те годы делались из крупнозавитых прядей, приподнятых надо лбом и уложенных на макушке в узел. Дневную причёску украшали гребнями, изящными шпильками, для вечерних причёсок выбор был шире – использовались цветы, перья, драгоценности.

Как уже было сказано выше, для спортивных занятий и загородных поездок популярны были простые шляпы скорее мужского типа: канотье, шотландский берет. Но одновременно модницы носили шляпы с широкими полями, с разными видами отделок, изысканных или даже причудливых: маленькие птички, эгреты, жуки, цветы, фрукты и овощи перемежались петлями из пестрых лент, бархатом или тюлем.

Подобное же разнообразие наблюдалось в моделях верхней уличной одежды. Были куртки в мужском стиле, а также практичные свободные пальто с поясом. Но были также и более женственные фасоны, учитывающие турнюр – например, пальто-накидки. Состоятельные дамы могли позволить себе длинные меховые палантины или даже меховые манто.

Ещё бóльшим было разнообразие обуви: полусапожки, ботинки на шнуровке или пуговках, туфли-лодочки, мягкие теннисные туфли. На торжественные вечера полагалось надевать остроносые туфли на фигурных каблуках.

Разумеется, ни одна леди не могла показаться на людях без перчаток.

Как и мужчины, женщины носили зонты. Дамские зонтики были меньше по размеру, чем мужские, и украшались оборками и кружевом. Исключительно модными были веера: как небольшие кружевные или шёлковые, так и большие веера из страусовых перьев.

Частью наряда элегантной женщины были украшения. Хороший вкус позволял надевать одновременно лишь несколько ювелирных изделий, но выбор был огромен: браслеты, серьги, медальоны, кольца, заколки, декоративные гребни, ожерелья и такая новинка, как прикреплённые к броши часы.


Иллюстрации:


__________________________________________

За предоставленный материал мастерская группа благодарит Ксению Строеву (Арту).